О ТУЛЬСКОМ ВЕЛОСПОРТЕ И О КОМАНДЕ MARATHON-TULA CYCLING TEAM

6 мая 2024


История тульского велоспорта.jpg

ИСТОРИЯ МИРОВОГО ВЕЛОСПОРТА НАСЧИТЫВАЕТ БОЛЕЕ ПОЛУТОРА СТОЛЕТИЙ

Первая в истории гонка прошла в 1868 году в одном из парков пригорода Парижа Сен-Клу — тогда участники соревновались на дистанции 2000 метров.

А сегодня это престижная и привлекающая внимание зрителей спортивная дисциплина. Настолько, что в скором времени у нее появится свой аналог Лиги чемпионов, который в 2021 году планируют запустить Международный союз велосипедистов (UCI) и Eurosport.

Пока спортсмены составляют план тренировок на новый сезон и надеются, что Олимпиада все же состоится, наши коллеги разобрались, каковы шансы России на успех в будущих стартах и при чем здесь Тульская область, тульский трек и команда
Marathon-Tula Cycling Team.

Нажали на педаль: как из Тулы делают центр российского трекового велоспорта
Фотограф Елена Попова


ИСТОРИЯ ТРЕКОВОГО ВЕЛОСПОРТА В РОССИИ

В России историю велоспорта отсчитывают с 1883 года. Именно тогда в Москве прошли первые соревнования — гонка на двух дистанциях: 1,5 и 7,5 версты. 

Год спустя спортсменов принимали уже в Санкт-Петербурге — на Царицыном лугу (сегодня это Марсово поле). И постепенно общества любителей велосипедного спорта стали появляться в губерниях и уездах по всей стране. 


В одно из таких входил даже Лев Толстой — писателю тогда было почти 70 лет, но он прекрасно управлял велосипедом и мог запросто преодолеть расстояние в 16 километров из своего имения в Ясной Поляне до Тулы. 

Именно здесь 1 сентября 1896 года открыли трек — один из старейших в мире. 

Губернатор перерезал ленточку, священник провел молебен, а на старт вышли гонщики из Тулы, Калуги и Орла. 

Победу тогда одержали местные.

Старт гонки на Тульском циклодроме в 1909 году. 
(Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева)


На старте индивидуального женского заезда на Тульском велотреке. 1949 год. 
(Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева)


Тульский велотрек, или циклодром, как его еще называли в те времена, был одним из самых популярных в Российской империи. Публика смотрела соревнования в сопровождении духового оркестра и в свете керосиновых ламп, а в перерывах отправлялась в буфет. 

В стране тогда начинался велосипедный бум.

После революции 1917 года ТУЛЬСКИЙ ВЕЛОТРЕК остался единственным действующим на всю страну. 

Он принял первый чемпионат Советской России, который дал старт развитию велосипедного спорта в новом молодом государстве.


НА ДЛИННОЙ ДИСТАНЦИИ: ОЛИМПИЙСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

Частью олимпийской программы велоспорт стал еще в 1896 году, с самых первых Игр в Афинах, — уже тогда определяли лучших атлетов как на треке, так и в шоссейных гонках. Для советских спортсменов олимпийский дебют состоялся в 1952-м, а первую золотую медаль удалось завоевать восемь лет спустя, в Риме, когда в шоссейной групповой гонке победил Виктор Капитонов. На финише он на полколеса обошел итальянца Ливио Трапе — для местных гонщиков это стало единственным поражением на домашних Играх.

Уроженцы Тульской области тоже становились олимпийскими чемпионами. В 1980 году, на Играх в Москве, золото завоевал велогонщик Виталий Петраков. 

А в 2004-м на высшую ступень пьедестала в Афинах поднялась Ольга Слюсарева (кстати, с осени 2019 года она занимает пост мэра Тулы) — с тех пор у сборной России по велоспорту не было золотых медалей, несмотря на то, что это третий вид спорта по количеству разыгрываемых медалей.

Олимпиада. Афины. 15 августа 2004 года. Ольга Слюсарева.

Олимпиада. Афины. 15 августа 2004 года. Ольга Слюсарева. 
Золотая олимпийская медаль в индивидуальной гонке по очкам на велотреке (Фото Спорт Эскпресс/ТАСС)

Всего в велоспорте разыгрывается 22 комплекта наград, больше только в легкой атлетике и плавании.

После распада Советского Союза традиции отечественного велоспорта оказались частично утеряны. Если в советское время трибуны забивались под завязку, а ценители спорта забирались на деревья, чтобы посмотреть на атлетов, то сейчас велоспорт недополучает заслуженное зрительское внимание и любовь.

На велотреке в Крылатском во время XXII летних Олимпийских игр в Москве. На трассе: Владимир Осокин, Виктор Манаков, Валерий Мовчан, Виталий Петраков.

На велотреке в Крылатском во время XXII летних Олимпийских игр в Москве. 
На трассе: Владимир Осокин, Виктор Манаков, Валерий Мовчан, Виталий Петраков. (Фото Юрий Абрамочкин/РИА Новости)


Возрождение отечественного велоспорта — комплексная задача, и не последнюю роль в этом играет развитие инфраструктуры в регионах, что привлечет туда больше ценителей и профессионалов велоспорта. 

Даже Туле, считающейся велосипедной столицей России, знакома проблема «утечки потенциала»: многие перспективные спортсмены перебираются в более богатые регионы — например, в 2010 году из Тульской области в Москву переехала многократная чемпионка мира и серебряная призерка Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро Анастасия Войнова. 

С тех пор лидерство в велоспорте-треке взяли спортсмены, выступающие за Москву и Санкт-Петербург.

Тульские велогонщики завоевывают много медалей на уровне юниоров (так называемая категория до 23 лет в велоспорте), и местные власти хотят сделать слегка растерянный статус «велосипедной столицы» таким же прочным, как покрытие на историческом бетонном треке. Конкурировать с двумя столицами, да еще и с прицелом на международный уровень, — цель амбициозная. 

Поэтому власти региона решили привлечь стратегического партнера и реализовать в данном направлении модель частно-государственного партнерства: в 2017 году по инициативе губернатора региона Алексея Дюмина была создана профессиональная команда Marathon-Tula Cycling Team, спонсором которой стала инвестиционная компания Marathon Group Александра Винокурова. 

Спорт — драйвер развития, как показал чемпионат мира по футболу, и в Marathon Group верят, что выбранная модель реализации спортивных проектов подарит нашей стране и Тульской области олимпийские медали, что, в свою очередь, привлечет внимание к данному виду спорта и придаст импульс его развитию.


Фотограф Елена Попова



«Я сам увлекся велоспортом в 2015 году — и тогда же вошел в Попечительский совет Федерации велоспорта России. Но по прошествии нескольких лет понял, что данный вид спорта тяжело развивать из центра, когда потерян фундамент — спортивные базы в регионах. 

При поддержке Губернатора Алексея Геннадьевича Дюмина совместно с тульскими экспертами мы отобрали талантливую молодежь и работающую с ними команду тренеров и специалистов, обеспечили их инвентарем и средствами для проведения учебно-тренировочных сборов и выездов на международные старты. Таким образом им не пришлось искать место в более перспективных регионах — они сосредоточились на достижении результата, который по прошествии нескольких лет мы получили в виде медалей титульных соревнований. 

Именно этим мы гордимся! 

Такой опыт может стать примером развития не только велосипедного, но и других видов спорта в России», — отметил Винокуров. 

Обеспечить рост спортивных результатов велогонщиков, выступающих за Тульскую область, а как следствие, и конкурентоспособность на международном уровне позволила команда Marathon-Tula. В ее состав вошли подающие надежды юниоры, для которых были решены вопросы со спортивным инвентарем, экипировкой и выездами на важные международные старты за границу. Был снят и вопрос с вознаграждением — со спортсменами заключили профессиональные контракты.

Губернатор Тульской области Алексей Дюмин и спортсмены на подписании соглашения о сотрудничестве между Тульской областью и Marathon Group.  
(Фотограф Елена Попова)


Уже в 2018 году Marathon-Tula получила свою первую международную трековую лицензию UCI. 

И сегодня в России она есть лишь у тульской команды. Она позволяет гонщикам участвовать в международных соревнованиях по велоспорту-треку, в том числе наравне со спортсменами, выступающими за сборную России, в этапах Кубка наций — под собственным флагом. Благодаря этому члены команды получили необходимый соревновательный опыт и вошли в топ-30 мирового трекового рейтинга UCI. 

Впервые за последнее десятилетие гонщики из Тульской области завоевали медали элитного чемпионата Европы и Кубков мира. Высокое место в мировом рейтинге UCI как раз может обеспечить членам команды возможность выступить в сериях гонок символической Лиги чемпионов в конце 2021 года.

Чемпионат Европы Пловдив 2020.jpg

Будущий сезон ждут без исключения все спортсмены. В 2021-м должна состояться перенесенная из-за пандемии Олимпиада в Токио. В Туле к ней тоже готовятся. Шанс поехать на Игры есть и у членов команды Marathon-Tula Cycling Team.

«Отбор в состав сборной команды начнется с февраля — с чемпионата России в Санкт-Петербурге. Далее — по результатам чемпионата Европы и Кубка наций. Значения будут иметь показатели в командном спринте (наши ребята здесь прибавляют и уже вплотную приблизились к лидерам из Москвы и Санкт-Петербурга) и достижения спортсменов в индивидуальных видах (Диана Климова и Тамара Дронова среди лидеров женской темповой группы). 

"Безусловно, нашей команде нужны подиумы"

— поделился своим прогнозом генеральный менеджер команды Marathon-Tula Cycling Team Александр Егоров.


ЦЕНА ПОБЕДЫ: КОМАНДНАЯ РАБОТА

Велоспорт — командный вид спорта. 


В профессиональных командах обычно работает внушительный штат специалистов. 

Их число превышает количество самих спортсменов. Найти квалифицированных тренеров сегодня не так просто — дает о себе знать еще одна проблема девяностых, когда многие специалисты ушли работать в другие сферы или занялись околоспортивным бизнесом. В итоге штаб Marathon-Tula Cycling Team собирали по всей стране. 

Сегодня за подготовку спортсменов отвечают тренеры, механики, массажисты, врачи и специальная научная группа. Последние, например, проводят видеографию — запись тренировок и гонок для последующего разбора ошибок.

Фотограф Елена Попова



Фотограф Елена Попова


Перевозка велосипеда — отдельное искусство.

 Как правило, их везут в разобранном виде в специальных коробках или кофрах. Логистика передвижений спортсменов во время соревнований также тщательно прорабатывается, но порой гонку все равно приходится в прямом смысле слова догонять: в 2019 году в Польше команда Marathon-Tula Cycling Team застряла в пробке и опоздала на старт Bałtyk — Karkonosze Tour. 

В итоге атлетам пришлось догонять группу гонщиков на дистанции около 30 км. Это не помешало команде занять третье место и подняться на подиум. Кстати, еще немного о велосипедах. Обычно у каждого спортсмена команды их два: трековый и шоссейный (еще есть запасные на случай поломки). Их стоимость в среднем составляет 12−14 тысяч евро. Во время заездов рядом с гонщиками на полотне трека находятся механики, которые в случае поломки могут произвести оперативный ремонт — почти как в «Формуле-1».

Фотограф Елена Попова


«Наша задача, чтобы за четыре-пять лет ребята плавно и постепенно прогрессировали, показывая свой максимум на ключевых стартах сезона, и вышли на пик формы к Играм-2021. 

Мы понимаем, что гонщики команды, большинству из которых едва перевалит за 20, столкнутся на предолимпийском отборе с именитыми спортсменами. 

Тем дороже для нас будет каждое их достижение и победа», — отметил Егоров.



АДМИНИСТРАЦИЯ ГУ ТО ЦСП ВЫРАЖАЕТ БОЛЬШУЮ БЛАГОДАРНОСТЬ 

ГЛАВНОМУ РЕДАКТОРУ СЕРГЕЮ МИНАЕВУ И КОЛЛЕКТИВУ ЖУРНАЛА ESQUIRE  

ЗА РАЗМЕЩЕННЫЙ ПАРТНЁРСКИЙ МАТЕРИАЛ

С ПОДРОБНОЙ ИСТОРИЕЙ ТУЛЬСКОГО ВЕЛОТРЕКА МОЖНО ОЗНАКОМИТСЯ ПО ССЫЛКЕ НИЖЕ

ИСТОРИЯ ТУЛЬСКОГО ВЕЛОТРЕКА>>


Возврат к списку

Полезные ссылки
Контакты
Приёмная: +7 (4872) 33-24-09
Бухгалтерия: +7 (4872) 33-16-47
300012, Россия, Тульская область, г. Тула, пр-т Ленина 87/1